Сергей Павлович Королёв
То, что казалось несбыточным на
протяжении веков, что ещё вчера
было лишь дерзновенной мечтой,
сегодня становится реальной задачей,
а завтра - свершением!
С.П. Королёв
Введение
В нашей истории многое, увы, забыто, а нынешнему поколению
и вообще неведомо. И о людях, и о событиях.
Относится к таковым, в частности, и дерзновенный прорыв человека в космос.
Не будет преувеличением сказать, что тех, кто вообще что-либо слышал
о проектах 40-х и 50-х годов, о, казалось бы, фантастических замыслах,
победах и поражениях на этом трудном пути, о драме людей и идей, - образно
говоря, единицы. И это притом, что о лидере практической космонавтики
академике Сергее Павловиче Королёве написано немало - книги, поэмы,
статьи, сборники творческого наследия, есть фильмы, пьесы… Но во всех
публикациях о главном конструкторе первых ракетно-космических систем
много купюр, белых пятен, вызванных секретностью этого человека и его
работы. Даже статьи свои Королёв подписывал псевдонимом "Профессор
К.Сергеев". А там, где указывалась его должность, фамилия отсутствовала.
Таков был порядок. Умолчание и сокрытие рождали легенды, слухи, домыслы,
порою злобные и откровенно лживые.
Но даже и недруги признавали его организаторский талант, эрудицию, живой
аналитический ум, феноменальную память, поразительную работоспособность.
И всё-таки, если попробовать выделить в человеке то самое главное, что
легло в основу многих его задумок и дел, то надо сказать: крупнейший
учёный и выдающийся конструктор умел и любил мечтать, обгоняя время,
забегая вперёд своего века...
"Я за романтику в науке, тем более космической, - так говорил он
сам. И добавлял: - Без неё трудно делать действительно крупные научные
открытия".
Как знак признания заслуг С.П.Королева стоят памятники - на родине в
Житомире, в Москве, где жил, в Подмосковье, где строил ракеты и корабли,
на космодроме, откуда прокладывал дороги во Вселенную. Его имя носят
Куйбышевский авиационный институт, улицы многих городов, два научно-исследовательских
судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид. В
ознаменование заслуг Королева в исследовании Луны мировая астрономическая
общественность присвоила его имя одному из крупных кольцеобразных горных
образований на Луне - талассоиду.
Детство
Сережа Королев родился в 1906 году на Украине, в г.
Житомире в семье преподавателя словесности. Отец Павел Яковлевич Королев
- с отличием закончил Нежинский историко-филологический институт и получил
звание учителя гимназии. Однако совместная жизнь с матерью Марией Николаевной
Москаленко не сложилась с самого начала. Вскоре, после переезда в Киев,
родители разошлись. Сережа воспитывался в семье родителей матери в г.
Нежине. Дедушка и бабушка очень любили внука, души в нем не чаяли. Мария
Николаевна в это время исполнила давнишнее свое желание - поступила
на Высшие женские курсы.
В Нежине в 1911 году Сережа впервые увидел полет на аэроплане русского
летчика Уточкина. Грохочущая огромная птица потрясла воображение впечатлительного
мальчика и дала в душе такие ростки, которые через десять лет навсегда
всем существом завладели Сергея Королева.
Отца Сережа не помнил. Его воспитывали мать - учительница и отчим Григорий
Михайлович Баланин - инженер. В 1917 году Сережа вместе с матерью переехали
в Одессу к отчиму, где тот получил работу. В 1921 году в Одессе появился
отряд гидросамолетов ГИДРО-3 Главного управления Военно-Воздушного Флота.
Сергей с замиранием сердца наблюдал за их полетом над морем и, конечно,
мечтал хоть раз подняться на них в небо. Случай свел подростка с механиком
гидроотряда Василием Долгановым - старше его года на четыре. Сережа
с интересом наблюдал, как ловко новый знакомый копался в моторе, объясняя
ему, что к чему. После первой "лекции" началась и "практика".
Отныне все летнее время он проводил в гидроотряде, помогая готовить
самолеты к полетам. Изучив мотор, Королев стал незаменимым, безотказным
помощником. За это его полюбили все механики и летчики.
Среднее общее образование ему получить сразу не удалось - не было условий.
Окончил двухгодичную профессиональную строительную школу. Учился Сережа
прилежно, увлеченно. Классный руководитель говорил про него матери Марии
Николаевне: "Парень с царем в голове".
Все это время он не прерывал знакомства с механиком Долгановым и летчиками
из гидроавиационного отряда. По протекции Долганова, Сергей однажды
поднялся в воздух, да еще в гидросамолете, который вел сам командир.
Юноша решил стать летчиком. Вскоре за Сергеем закрепилась слава настоящего
механика. Полет следовал за полетом. Сергей от полетов никогда не отказывался.
Было в эти годы еще одно пристрастие у Сергея Королева. Часами он трудился
в школьной производственной мастерской, где изготавливались деревянные
изделия. "Столярная школа" очень пригодилась Сергею, когда
он начал строить планеры.
В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом построить свой
Воздушный флот. На Украине родилось Общество авиации и воздухоплавания
Украины и Крыма (ОАВУК).
Сережа сразу стал членом этого общества и начал заниматься в одном из
его планерных кружков. Читал рабочим лекции по планеризму. Знания по
планеризму, истории авиации юноша приобретал самостоятельно, читая все
книги, в том числе и на немецком языке, которые только мог достать.
Немецкий язык Сергей Королев, благодаря отчиму и преподавателю стройпрофшколы
Готлибу Карловичу Аве, который все уроки вел на немецком языке, знал
довольно прилично. Знание языка прочно закрепилось за ним на всю жизнь.
Когда в мастерских ОАВУК началось строительство планера конструкции
знаменитого военного летчика К.А.Арцеулова, в работе над ним принял
участие и Сергей Королев. В апреле 1924 года он участвовал в работе
первой конференции планеристов Одессы.
В это время в мае в Москве произошло событие весьма важное для истории
космонавтики: основано первое в мире Общество изучения межпланетных
сообщений (ОИМС). Почетными членами его были избраны Ф.Э.Дзержинский
и К.Э.Циолковский. Основной задачей этого общества было содействие работе
по осуществлению заатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов
и других научно обоснованных средств".
Надо отметить, что в конце XIX и в начале XX века в России наблюдался
интерес к окружающему звездному миру. Его подпитывали фантасты. Овладевая
умами, они способствовали появлению научных и технических идей. Мало
кому известный русский исследователь К.Э.Циолковский создал космический
труд "Исследование мировых пространств реактивными приборами",
опубликовав его в 1903 году. В нем ученый впервые разработал теорию
реактивного движения и на ее основе доказал, что ракета на жидком топливе
предложенной им схемы способна достичь скорости, необходимой для преодоления
земного тяготения.
В те, далекие для нас годы, люди зачитывались фантастической повестью
"Вне Земли" К.Э.Циолковского и особенно романом А.Толстого
"Аэлита". К кинотеатрам и клубам, где показывали фильм по
этому произведению, выстраивались длинные очереди. Зрители горячо аплодировали
инженеру Мстиславу Лосю и недавнему красноармейцу Алексею Гусеву, отважившимся
отправиться на Марс. Это было фантастикой. Но жил реальный Лось, разработавший
космический корабль-аэроплан, - наш соотечественник Фридрих Артурович
Цандер, последователь идей Циолковского. Другой инженер, Юрий Васильевич
Кондратюк, теоретик космонавтики, обдумывал труд "Тем, кто будет
читать, чтобы строить". Но Сергей Королев еще не читал ни Циолковского,
ни Цандера, ничего не слышал о Кондратюке. Все они войдут в его жизнь
позднее, снискав его глубокое уважение.
Таким образом, по окончании школы Сергей работал плотником, крыл крыши
черепицей, позднее перешел на станок, на производство. Трудовой стаж
Главного конструктора начался с шестнадцати лет. "Я буду строителем...
но только самолетов", - говорил в те годы Королев. Мария Николаевна
в душе противилась увлечению сына, выражая опасения по поводу опасности
избираемого им жизненного пути. Рассудительный отчим напротив спокойно
относился к нему. В отчиме Сергей находил поддержку своим устремлениям.
Устремлённый к цели
Сережа мечтал получить высшее образование, мечтал об
учебе в Военно-воздушной академии в Москве. Но туда принимались
лица, отслужившие в Красной Армии и достигшие 18 лет. Сергею могла помочь
справка из Одесского Губотдела ОАВУК о представлении в авиационно-технический
отдел проекта сконструированного им безмоторного самолета К-5, которую
вместе с ходатайством за сына привезла руководству академии Мария Николаевна.
Однако неопределенность с приемом в московскую академию оставалась.
И Сергей решил поступить в Киевский политехнический институт, где в
это время предполагалось начать подготовку авиационных инженеров на
механическом факультете.
Среди студентов механического факультета Сергей считался одним из самых
молодых и образованных. Одновременно работал. Кем только не был Сергей
в эти годы: и разносчиком газет, и грузчиком, и столяром, и кровельщиком.
Но все же еле сводил концы с концами. В письме к матери в Одессу Сергей
писал: "Встаю рано утром, часов в пять. Бегу в редакцию, забираю
газеты, а потом бегу на Соломенку, разношу. Так вот и зарабатываю восемь
карбованцев. И думаю даже снять угол".
В институте существовал планерный кружок. За его работой следили и помогали
многие видные ученые, преподававшие в КПИ. Сергей Королев стал его членом.
Трудился он, как и все много и увлеченно. Часто по ночам. Спал Королев
порой прямо в мастерской на стружках. Он любил работать и слыл мастером
на все руки. После него никогда и ничего не переделывали.
Планеры, построенные в институтских мастерских, участвовали в международных
соревнованиях, получая самые высокие оценки. У кружковцев при этом существовало
правило: кто строил планер, тот и летал на нем.
Был построен учебный планер КПИР-3, в него вложил долю своего труда
и Королев. Сергей летал на нем. Один из полетов едва не стоил ему жизни.
На границе площадки - пустыре, где испытывались планеры, из кучи мусора
торчала водопроводная труба. Сергей не заметил и посадил планер на ...нее.
Удар оказался достаточно сильным. Королев на какое-то время потерял
сознание. Несколько дней отлеживался.
Строить ракеты и летать на них
В 1926 году, отучившись два года в КПИ, Сергей Королев
перевелся в Москву в специальную вечернюю группу по аэромеханике МВТУ.
Днем работал то в КБ, то на авиационном заводе, вечером учился. К этому
времени переехали в Москву мать с отчимом.
Всеми силами Королев стремился в авиацию. Едва поступив в МВТУ, Сергей
сразу же включился в работу студенческого кружка АКНЕЖ - Академический
кружок им. Николая Егоровича Жуковского. С лекциями в нем выступали
инженеры, ученые.
Авиация
все шире расправляла свои крылья. Молодежь страстно рвалась в небо.
В январе 1927 года в районе Горок Ленинских состоялось торжественное
открытие Московской планерной школы. Ее курсантом стал и Сергей Королев.
Он много и охотно летал, осваивая новые типы планеров. От полета к полету
росло летное мастерство курсантов, а вместе с ними мужали и их характеры.
Без таких качеств, как целеустремленность, ответственность, хладнокровие,
выдержка, летчику не обойтись. Сергею пришлось нелегко, но это была
хорошая школа.
В марте 1927 года Сергей с отличием окончил планерную школу. Одного
он уже добился, он научился летать на планере. Дальше его задачей было
набраться знаний и ...строить самолеты.
С особенным нетерпением Сергей Королев ждал лекций знаменитого уже в
ту пору тридцатипятилетнего авиационного конструктора Андрея Николаевича
Туполева. Он читал студентам курс по самолетостроению. Для студентов
Андрей Николаевич - непререкаемый авторитет. Ведь его самолеты к тому
времени уже бороздили небо.
В мае 1927 года на международной выставке межпланетных аппаратов Сергей
впервые познакомился с работами Ф.А.Цандера и брошюрой К.Э.Циолковского
"Исследование мировых пространств реактивными приборами".
Книги, чертежи, схемы, кустарные модели - все, что демонстрировалось
на выставке, задело сознание Королева. С этого времени он стал более
пристально относиться к ракетам и полетам в космос.
Однако все его помыслы все еще поглощали самолеты и планеры. Производственную
практику студент выпускного курса МВТУ Королев проходил в Центральном
аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в Конструкторском бюро А.Н.Туполева.
В это время он уже работал на авиационном заводе в Филях. Одновременно
готовил дипломный проект, решив сконструировать легкомоторный двухместный
самолет СК-4, выжав из него все возможное.
Проект самолета СК-4, рассчитанного на рекордную дальность полета, оказался
оригинальным, продуманным до мелочей и проработанным на уровне зрелого
специалиста. Руководителем проекта стал А.Н.Туполев, подписав его впоследствии
с первого предъявления. Такого в практике студентов не случалось. Строгость
и скрупулезность конструктора были известны. Одобренный А.Н.Туполевым
проект одномоторного двухместного самолета СК-4 затем был построен и
испытан
В сентябре 1929 года Сергей Королев и его коллега Сергей Люшин предъявили
на VI Всесоюзные планерные состязания в Коктебеле необычный планер,
примерно на 50-90 кг тяжелее собратьев. В то время считалось, что чем
меньше планер, тем лучше. Пробный полет на "Коктебеле" совершил
К.К.Арцеулов, доложив членам технической комиссии: "Планер удачно
сбалансирован. Хорошо слушается рулей. Можно допустить к полетам".
На планере "Коктебель" двадцатидвухлетний Королев установил
рекорд парения. Более четырех часов парил он в воздухе.
В октябре 1930 года на Всесоюзном слете планеристов С.П.Королёв выступил
с новым планером СК-3, названным им "Красная звезда". Нагрузка
на квадратный метр у него была большей, чем у "Коктебеля",
- 22,5 кг. Данные планера были настолько необычными, что ставилась под
сомнение возможность самого парения в воздухе. Однако именно на нем
впервые в истории авиации летчик-испытатель В.А.Степанченок - опытный
летчик-планерист в свободном полете совершил знаменитую петлю Нестерова.
Королев на состязаниях не присутствовал, его неожиданно свалил тяжелый
тиф. В результате осложнения появились сильные головные боли, потребовалась
операция по трепанации черепа. Она прошла успешно, но осталась тяжким
испытанием не только для Сергея, но и для всех, кто его любил.
После болезни организм Королева оказался настолько ослабленным, что
ему пришлось на несколько месяцев оставить работу. Но едва стало легче,
Сергей с увлечением принялся за труд К.Э.Циолковского "Реактивный
аэроплан".
С.Королева по-прежнему интересовала авиация, но стремление найти средства
летать выше, быстрее, дальше вплотную подвели его к мысли заняться исследованием
возможностей реактивного движения. Он был согласен с К.Э.Циолковским:
"За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных,
или аэропланов стратосферы".
На пользу человечеству
В марте 1931 года Сергей Павлович Королев вернулся
на работу в ЦАГИ, совмещая работу в Группе изучения реактивного движения
(ГИРД). Она была создана в августе 1931 г. при Бюро воздушной техники
Центрального совета Осоавиахима (ДОСААФ) в год 75-летия со дня рождения
К.Э.Циолковского. ГИРД стал тем центром, куда стекались все интересующиеся
ракетной техникой. Руководителем ее был назначен Ф.А.Цандер, сыгравший
важную роль в разработке теоретических и практических вопросов космоплавания.
Технический совет возглавил С.П.Королёв. Возраст сотрудников, за небольшим
исключением, не превышал двадцати пяти лет. Размещался ГИРД в заброшенном
подвале в доме 19 на Садово-Спасской улице.
Мысль о создании реактивных двигателей волновала в те годы многие умы
и за пределами СССР. Но первый, основной толчок дал Константин Эдуардович
Циолковский, именно ему принадлежит идея рождения реактивного двигателя,
работающего на жидком топливе. В 20-х годах работы в этом направлении
вели немецкий ученый Оберт, американский профессор Годдард и другие.
Работа гирдовцев увенчалась успехом. 17 августа 1933 года на Подмосковном
полигоне Нахабино в небо умчалась первая советская ракета ГИРД-09 конструкции
М.К.Тихонравова на жидком топливе. Ракета поднялась на высоту 400 метров,
продолжительность полета составила 18 секунд. Но эта удача заставила
гирдовцев окончательно поверить в свои силы. К сожалению, Ф.А.Цандер,
который был душой всего дела, старт ракеты так и не увидел. Незадолго
до этого 28 марта его не стало, он скончался от тифа, находясь на отдыхе
в Кисловодске. Специальным постановлением ЦС Осоавиахима присвоил ГИРДу
имя Ф.А.Цандера.
В 1933 году сбылась, наконец, мечта энтузиастов ракетного дела о создании
единого ракетного центра. Отсекая все бюрократические препоны, личным
приказом по Реввоенсовету М.Н.Тухачевского, с глубоким пониманием относившегося
к принципиально новым работам, ГИРД и ленинградская Газодинамическая
лаборатория (ГДЛ) были объединены в Реактивный научно-исследовательский
институт (РНИИ). Начальником института был назначен И.Т.Клейменов (начальник
ГДЛ), его заместителем по научной работе - С.П.Королёв. Ему присвоили
должностное звание дивизионного инженера (по современным понятиям -
звание генерал-лейтенанта технических войск). Высокое звание в 26 лет!
В это же время С.П.Королёв и М.К.Тихонравов были удостоены высшей наградой
оборонного общества - знаком "За активную оборонную работу".
В 1934 году вышла в свет первая печатная работа С.П.Королева "Ракетный
полет в стратосфере". "Ракета является очень серьезным оружием",
- предупреждал автор в своей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович
послал К.Э.Циолковскому. Вскоре в Осоавиахим пришло письмо от Циолковского
с отзывом на труд Королева: "Книга разумная, содержательная и полезная".
Ученый лишь сетовал, что автор не сообщил своего адреса и лишил его
возможности лично поблагодарить за книгу.
Тяжёлые испытания
В те годы народному энтузиазму не было предела. Постепенно
создавалась прочная научно-техническая база для энтузиастов ракетного
дела. Но в это же время стал складываться культ личности Сталина. Чувствовалось
и приближение войны. Внимание многих ученых все более сосредоточивалось
на вопросах обороны. Приходилось откладывать в сторону многие чисто
научные замыслы. Королев мечтал вплотную заняться ракетопланом, но его
задуманному тогда не суждено было осуществиться.
Не все шло гладко во вновь созданном институте. Выявились разногласия
относительно первостепенных задач Ракетного института между И.Т.Клейменовым
и С.П.Королёвым, в результате которых Королева сместили на рядовую должность
старшего инженера.
Осенью 1937 года, волна репрессий и произвола, захлестнувшая страну,
докатилась и до РНИИ.
Среди других "военных заговорщиков" был расстрелян М.Н.Тухачевский.
Началась чистка ближнего и дальнего их окружения. Был арестован и помещен
за тюремную решетку начальник Центрального конструкторского бюро (ЦКБ-29),
специально созданного народным комиссариатом, А.Н.Туполев. В этом закрытом
ЦКБ оказался не по своей воле не только Туполев, но и арестованные по
навету "враги народа" - знаменитые в авиационном мире конструкторы
В.М.Мясищев, В.М.Петляков, Р.Л.Бартини и другие. В Москве, на улице
Радио, для них переоборудовали в тюрьму семиэтажное здание ЦАГИ, выделив
комнаты для жилья и конструкторской работы. Специалисты здесь работали
не за страх, а за совесть, понимая - дело их необходимо стране, и свято
веря, что скоро разберутся и убедятся в их невиновности.
В РНИИ первым ощутимые удары этой неумолимой волны почувствовал С.П.Королёв.
В середине 1938 года Королев был арестован и приговорен к десяти годам
заключения в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. Во второй половине
1940 года после многочисленных ходатайств, в том числе знаменитых летчиков
В.С.Гризодубова, М.М.Громова и А.Н.Туполева, в группу Туполева был переведен
и С.П.Королёв.
Работал Сергей Павлович, по воспоминаниям "сокамерников"
неистово, быстро, органически влившись в общее дело. Он участвовал в
строительстве пикирующего бомбардировщика под руководством самого Туполева,
которого считал самым уважаемым авиационным учителем. Здесь в ЦКБ встретил
он начало войны, эвакуировавшись затем вместе со всеми в Омск. Королев
просился летчиком на фронт, но Туполев, к тому времени уже освобожденный
из заключения, еще лучше узнавший и оценивший его, не отпустил, сказав:
"А кто будет строить самолеты?"
Королев как губка впитывал в себя все новое, что появлялось в авиастроении,
не теряя надежды, что приобретенный опыт ему пригодится. Вскоре Королева
назначили заместителем начальника сборочного цеха по Ту-2. Это было
большое доверие. Но мысль о создании реактивного самолета не покидала
его. Тогда он еще не знал, что, несмотря на все трудности, в феврале
1940 года в нашей стране прошли летные испытания первого ракетного планера
с жидкостным ракетным двигателем. Правда, он был ведом самолетом-буксировщиком.
Но это был очень важный факт и первый шаг в развитии реактивной авиации.
До этого полета подобного опыта мировая практика еще не знала. Он оказал
положительное влияние на полеты с реактивными двигателями. В 1942 году
был поднят первый самолет с реактивным двигателем. Пилотировал его летчик-испытатель
Григорий Бахчиванджи. Сейчас во всех направлениях земного шара летают
широко известные самолеты конструкции Андрея Николаевича Туполева, Сергея
Владимировича Ильюшина, Олега Константиновича Антонова. Многоместные
пассажирские лайнеры покоряют воздушное пространство со скоростью до
тысячи километров в час. Эта скорость достигнута благодаря применению
тепловых двигателей, работающих на принципе использования реактивной
тяги.
Возможность же сделать много больше для развития реактивной техники
была еще задолго до войны, но, к сожалению, среди крупных военных специалистов
в то время не все понимали великого будущего реактивного двигателя.
Легко представить, как изменился бы ход войны, если бы реактивные самолеты,
артиллерийские реактивные установки были бы запущены в производство
за два-три года до начала фашистского нашествия на нашу Родину. Войну
меньшей кровью могли бы выиграть.
Между тем С.П.Королева освободили из заключения в августе 1944 года.
В это время он уже работал вместе с В.П.Глушко в Казани на авиационном
моторостроительном заводе. Отрабатывали жидкостные реактивные двигатели
в качестве ускорителей боевых самолетов. Уже тогда их применение давало
увеличение скорости на 180-200 километров в час.
Шла война, и о возвращении домой в Москву думать было рано. Лишь в августе
1945 года он навсегда покинул Казань.
Главный конструктор
13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР
отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными
ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось
объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного
вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский
институт "Нордхаузен", главным инженером-техническим руководителем
которого был назначен С. П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только
изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую
ракету с дальностью полета до 600 км.
Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как
главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным
вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов.
Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых баллистических
ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 км. В 1948
г. С. П. Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической
ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение.
Эта ракета отличалась от немецкой значительно большей надежностью. Параллельно
С. П. Королев ведет разработку новой баллистической ракеты Р-2 с дальностью
полета 600 км. Ракета Р-2 имела несущий бак горючего, более удобную
для эксплуатации компоновку и, самое главное, отделяющуюся в полете
боевую головную часть. Кроме этого, ракетная двигательная установка
была существенно доработана с целью увеличения ее тяги, а система автономного
управления обладала вдвое большей точностью стрельбы. Ракета Р-2 сдана
на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь на год позднее ракеты Р-1.
Совместно с практическими работами над ракетным оружием в НИИ-88 под
научным руководством С. И. Королева были начаты широкомасштабные проектно-экспериментальные
исследования по темам H-I, Н-2, Н-3 с целью создания научно-технического
задела для разработки качественно новых БР.
По
теме Н-1 проводились экспериментально-теоретические исследования основных
технических проблем, связанных с реализацией проекта ракеты Р-3, имеющей
дальность полета 3000 км: необходимо было обеспечить устойчивость полета
ракеты бесстабилизаторной (аэродинамически неустойчивой) схемы и получить
данные о поведении кипящего жидкого кислорода в термонеизолированном
несущем баке окислителя в процессе движения на активном участке траектории
при повышенных внешних теплопотоках в массу жидкого кислорода. На основе
конструктивных решении ракеты Р-2 с использованием ее форсированного
двигателя была создана одноступенчатая экспериментальная БР Р-ЗА бесстабилизаторной
схемы с дальностью полета 1200 км. Успешные летные испытания данной
ракеты дали основание Министерству обороны принять ее на вооружение
в 1956 г. с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была первая отечественная
стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.
По теме Н-2 были выполнены исследования возможности и целесообразности
создания баллистических ракет, работающих на стабильных высококнпящих
компонентах топлива (при использовании в качестве окислителя азотной
кислоты с окислами азота). В результате была подтверждена возможность
создания таких ракет и выполнен эскизный проект первой отечественной
БР Р-11 с дальностью полета 250 км и стартовой массой вдвое меньшей,
чем у Р-1. Однако с учетом экологической токсичности азотных окислов
и меньших энергетических характеристик стабильного жидкого топлива по
сравнению с топливом на основе жидкого кислорода и керосина, а также
возникших тогда серьезных проблем с разработкой ракетных двигателей
с необходимой тягой (большей 8 г), устойчиво работающих на этих компонентах
топлива, было признано целесообразным применять азотнокислотный окислитель
с окислами азота для БР со сравнительно малой дальностью полета. При
создании же ракет с большей дальностью полета, и особенно межконтинентальных,
было рекомендовано в качестве окислителя использовать жидкий кислород.
Этому направлению развития ракетной техники Сергей Павлович оказался
верен на протяжении всей своей творческой деятельности.
Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и
С. П. Королев блестяще решил указанную задачу, применив только что созданный
для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А. М. Исаева и впервые использовав
жидкостный аккумулятор давления для подачи топлива в камеру сгорания.
На основе Р-11 С. П. Королев разработал и сдал на вооружение в 1957
г. стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую
в заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету,
он приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения
были более чем серьезные, так как делалась новая система управления
и прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы
при довольно сильном волнении моря с надводного положения ПЛ, т. е.
при сильной качке. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические
ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского
базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях
развития ракетного вооружения.
Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в СКБ-385,
откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора
В. П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и конструкторами,
заложив тем самым основу для создания уникального центра по разработке
баллистических ракет морского базирования.
В НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством
С. П. Королева с целью определения облика и параметров межконтинентальных
ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым
экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решении.
Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу (главный
конструктор С. П. Королев), связанную с созданием первой двухступенчатой
межконтинентальной ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и в настоящее
время удивляет своими оригинальными конструктивными решениями, простотой
исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила
первый успешный полет в августе 1957 г.
В результате исследовании по теме Т-2 была показана возможность разработки
двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой
была чисто ракетной и выводила вторую ступень-крылатую ракету-на высоту
23-25 км. Крылатая ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного
двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью 3 М и наводилась
на цель с помощью астронавигационной системы управления, работоспособной
и в дневное время.
В дальнейшем С. П. Королев разрабатывает более совершенную компактную
двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя
используется переохлажденный жидкий кислород) и сдает ее (шахтный вариант
Р-9А) на вооружение в 1962 г. Позже параллельно с работами над важными
космическими системами Сергей Павлович начал первым в стране разрабатывать
твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на
вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 С. П. Королева перестало
заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании
приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.
Начало космической эры
Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королев,
как сейчас видно, стремился к большему-к покорению космического пространства
и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949
г. совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций
ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных
запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2
и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были
изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и
галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых
животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций
и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения
и возвращение животных на Землю из космоса - было произведено около
семи десятков таких пусков. Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил
серьезные основы для штурма космоса человеком.
В 1955 г. еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 С. П. Королев,
М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов выходят в правительство с предложением
о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли
(ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 г.
ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией,
главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королёв.
И уже 4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту
первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех
и создает нашей стране высокий международный авторитет.
Период, когда создавались космические летательные аппараты, относят
к четвертому периоду деятельности С.П.Королёва с 1957 до преждевременной
кончины в начале 1966 года. И в этом периоде Королева отличала широта
взглядов и неиссякаемая творческая энергия. Работать с Королёвым было
трудно, но интересно. Работа шла днем и ночью. Стремление Королёва использовать
каждую минуту для дела приводило к тому, что полеты на космодром совершались
только ночью.
Сергей Павлович не любил повторяться. Разрабатывая какую-то принципиально
новую конструкцию, доведя ее до совершенства, он терял к ней интерес.
Вместо того, чтобы затем в течение многих лет создавать варианты уже
освоенного, он дарил все это коллективу родственной организации. И,
если это было необходимо переводил на новое предприятие и группу своих
сотрудников.
Начинали большое дело практически на пустом месте. И, тем не менее,
за десяток лет были разработаны: системы ориентации для фотографирования
обратной стороны Луны, ориентации и коррекции
траекторий полета "Марсов", "Венер" и "Зондов".
Разработаны автоматические и ручные системы управления дляпилотируемых
кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и
другое. Увлеченность Сергея Павловича как бы по цепочке передавалась
всем участникам, от ученых до рядовых рабочих и, казалось, невозможное
становилось возможным.
Королев всегда видел очень далеко, и не только завтрашний день, он видел
облик космической техники через многие годы. Совещания Сергей Павлович
проводил в своеобразной манере, давая высказаться всем желающим и ведя
самым тщательным образом протокол "для себя". По завершении
он благодарил всех присутствующих, говорил, что услышал много интересного,
но надо подумать. Решение, которое принималось иногда через некоторое
время, не обязательно совпадало с мнением большинства, что, однако,
не было выражением неуважения к коллегам. Просто Сергей Павлович смотрел
на проблему шире соратников, учитывал такое, что выходило далеко за
рамки возглавляемой им организации.
Наметив
очередную цель, Королев обладал способностью вселить во всех участников
работы уверенность в скором успехе, воодушевить их на, казалось бы,
немыслимые дела. Он умел создать атмосферу, в которой люди "выкладывались"
полностью, делали все, чтобы приблизить победу.
Организовав работу, Королев двигался к цели, сметая препятствия, поддерживая
уверенность в конечном успехе, концентрируя силы на главном направлении.
Тематику, связанную с пилотируемыми полетами, Королев не передавал никому.
Это было, с одной стороны, связано с особой ответственностью пилотируемых
полетов, с другой, - давними и стойкими симпатиями Сергея Павловича
- он не раз с сожалением говорил, что возраст и здоровье не позволяют
ему самому слетать в космос. Все, связанное с работой космонавтов, Королев
вел непосредственно сам и контролировал самым тщательным образом.
Как было отмечено, Королев умел смотреть далеко вперед. Еще до старта
первого искусственного спутника Земли под его руководством шла разработка
проектов межпланетных станций, спутников народнохозяйственного назначения,
пилотируемых кораблей. Уже в январе 1959 года в сторону Луны стартовала
первая ракета, в том же году на поверхность Луны был доставлен вымпел
с изображением герба Советского Союза и получены фотографии ее обратной
стороны. В 1966 году, менее чем через месяц после кончины С.П.Королева,
на
поверхность Луны совершил мягкую посадку космический аппарат - последняя
работа Королева по программе изучения Луны. Высшим достижением Королева
в области изучения дальнего космоса были полеты кораблей к Марсу и Венере,
доставка на поверхность Марса вымпела с гербом Советского Союза.
Спутник "Молния-1" стал примером решения сложной, но очень
нужной народнохозяйственной задачи - обеспечения радиотелеграфной, радиотелефонной
и телевизионной связи на дальние расстояния, в частности Москвы с Дальним
Востоком.
Но вершиной творчества С.П.Королева справедливо считают пилотируемые
полеты в космос. 12 апреля 1961 года стартом корабля "Восток"
с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту человечество совершило второй
эпохальный шаг в освоении космоса - в космос проник человек!
"Название этому делу - жизнь"
Свои письма дочери он подписывал: "Твой друг Сергей",
а статьи - "профессор К.Сергеев". В 50-е годы о его месте
работы в справочнике Академии наук было сказано: "п/я 651".
Королева при жизни как бы не было. Это как-то страшно выговаривается,
но только смерть разрешила о нем говорить, писать, вспоминать. А до
того он был человеком-невидимкой - без имени, биографии, без выражения
лица и привычек, без двух монеток по копеечке, которые Королев всегда
носил в кармане пальто, - детский такой, странный был у него талисман.
Все портреты
Королева обманывают. У него везде лицо будто высечено из гранита, из
одного куска породы, и сам он кажется таким же цельным и прямым, без
тайны. Но вот цельности-то как раз и не было, была цель, была легенда
вокруг, но сам Королев оставался непостижим даже для близких. Непостижим
в реакциях, настроении, идеях и поступках.
Он был человеком империи, но империя его не сломала, она даже в чем-то
подчинилась ему - его страсти, его фантазии. Вождям только казалось,
что они могут приказать Королеву, - нет, это Королев сконструировал
эпоху по своим чертежам. Политики могли ему только помочь или помешать.
Но суть эпохи, ее золотое сечение - оно королевское. Таким и останется.
Теперь, когда Королёва нет, самое время спросить: а был ли он? Был ли
человек, который наперекор сомневающимся скептикам, да и просто маловерам
сотворил чудо? Нет, конечно же нас не обманывали; скрываемый от "чужих
глаз", не появляющийся на телеэкранах и первых страницах газет,
он, повторю, скромно "прятался" за псевдонимом "профессор
К.Сергеев" или безымянным должностным - "главный конструктор
ракетно-космических систем". Отсюда и порождение мифов. И всё же,
даже когда Королёв был жив, у скептиков было достаточно оснований сомневаться
в реальности всей этой фактуры. Тайна, за которой скрывался этот человек,
напоминала нечто фантастическое.
Но нет, конечно же, Королёв был. Даже два. Одного постоянно видели в
кругу единомышленников и сотоварищей по сугубо конструкторским, инженерным
делам и там, в верхах ВПК - Военно-промышленной комиссии при Совете
Министров. Другой существовал где-то в глубине проектных залов, цехов,
кабинетов засекреченного ОКБ-1, за плотными шторами старомодных окон,
за рядами пропускных турникетов и охранников КГБ. Королёв - миф и Королёв
- человек. Сам он старался никогда об этом не напоминать.
Он взвалил на себя нелегкую ношу. Надо иметь сильную веру в правильность
избранного пути, большую мечту и достойную цель, чтобы получать от своей
работы удовлетворение и удовольствие. Работал он неистово. Природа наградила
его аналитическим умом, умением увлечь и повести за собой других. Злые
языки, правда, всегда наводили тень на плетень, уверяя, что Королёв
- один из многих таких же. Но злые языки были не правы: он выделялся
среди других и дерзостью, и талантом, и умением смотреть в завтрашний
день. И трудился он много больше других, потому что брал на себя и чужую
ношу.
История Королёва - мечтателя и творца - вполне античная история. И вовсе
не потому, что его называли Зевсом, Прометеем, Гефестом. Никто не знает
своей судьбы до того, как она его настигнет. Но когда это происходит,
хорошо видно, что это была судьба. Ну а там, где судьба, виновных нет.
Можно ли обвинять Королёва в том, что он не сумел свою судьбу обмануть?
Он прожил мифологическую жизнь и умер нелепой, казалось бы, смертью.
Ему было воздано много уважения, восторга, похвал. Потому что был талантлив,
умён, честен. Казалось, он был удачлив, даже счастлив в главном деле
своей жизни, в ракетах и спутниках, которые делал. Вершина его славы
- запуск "Востока" с Юрием Гагариным на борту.
Совершил ли он всё, о чём мечтал? Наверное, нет. Конечно, нет. Разве
найдётся хоть один человек на свете, который в ответ на такой вопрос
сможет произнести твёрдое, уверенное "да"?.. Иной раз обстоятельства
оказывались сильнее Королёва. Иной раз фортуна отворачивалась от него.
И надолго. Но он никогда не жаловался на судьбу. Она подарила ему радость
творчества, а такую радость, как утверждал Гёте, "можно завоевать
лишь в большом труде".
Работал Королёв много. Работал неистово. Забывая обо всём и в первую
очередь - о себе. Его соратники и противники судили о нём по-разному.
Единым было уважение и к его личности, и к его таланту. Сам же он считал:
чтобы сделать себя, надо чувствовать сопротивление. "Название этому
делу - жизнь", пояснял он свою мысль.
Arier
Использованная литература: