До "Бурана". Проекты НПО "Молния"
"Спираль"
- это проект, открывающий историю создания авиационно-космических систем.
Работа над ним началась в ОКБ А.Микояна всего через 4 года после полета
в Космос Ю. Гагарина.
Многоразовая авиационно-космическая система (АКС) "Спираль"
включала в себя орбитальный пилотируемый самолет с ракетным ускорителем
и гиперзвуковой самолет-разгонщик. Запуск орбитальной ступени должен происходить
на высоте 24-30 километров при скорости, в 6 раз превышающей скорость
звука. После завершения полета предусматривался планирующий спуск в атмосфере
с посадкой на аэродром "по-самолетному"; при этом для корректировки
захода на посадку мог использоваться турбореактивный двигатель. При взлетной
массе всей системы в 115 тонн одноместный орбитальный
самолет имел массу 10 тонн и предназначался для научных и технических
экспериментов в Космосе. Дистанционного зондирования Земли и инспекции
космических объектов. Он представлял собой летательный аппарат с несущим
корпусом и крыльями, отклоняющимися вверх для того, чтобы исключить прямое
обтекание их тепловым потоком при прохождении участка плазмообразования,
а также для управления по крену.
Разработка гиперзвукового самолета-носителя, не имевшего аналогов в мировой
авиации, требовала значительного времени, поэтому на испытаниях и на первом
этапе эксплуатации орбитальный самолет предполагалось выводить в Космос
баллистической ракетой.
Для отработки захода на посадку и посадки, а также для оценки устойчивости,
управляемости и аэродинамических характеристик был построен пилотируемый
дозвуковой аналог орбитального самолета - "изделие
105". В 1977 и 1978 годах он совершил 6 испытательных полетов с планирование
на ВПП после отцепки от бомбардировщика Ту-95 на высоте около 5500 метров.
Несмотря на предложение НПО "Молния" применить схему орбитального
самолета "Спираль" в системе "Энергия-Буран", головной
разработчик системы НПО "Энергия" настояло на использовании
компоновки, близкой к американскому "Спейс Шаттлу". Тем не менее,
опыт работы над "Спиралью" значительно облегчил и ускорил создание
"Бурана", а технические идеи, заложенные в основу проекта "Спираль",
получили впоследствии свое развитие в новой авиационно-космической системе.
В ходе разработки "Бурана" для подтверждения аэродинамических
расчетов и проверки работоспособности теплозащитных конструкций были произведены
суборбитальные и орбитальные запуски летательных аппаратов "Бор-4"
и "Бор-5".
Аппарат "Бор-4" представляет собой копию орбитального самолета
системы "Спираль", выполненную в масштабе
1:2. Так же, как и "Спираль", он снабжен отклоняющимся крылом.
"Бор-4" не запускался при работе над "Спиралью", но
его решили применить для испытаний теплозащитного покрытия "Бурана".
На нем были установлены реальные элементы конструкции - гибкая теплозащита,
плитки из кварцевого волокна и обтекатель носка фюзеляжа, выполненный
из материала "углерод-углерод". Аппарат "Бор-4" массой
около 1,5 т выводился на орбиту высотой 225 км баллистической ракетой
65М-РБ5 и, совершив один виток вокруг Земли, снижался по траектории, близкой
к траектории "Бурана".
Всего было произведено 5 запусков "Бор-4": один - суборбитальный,
для проверки всего комплекса, и 4 орбитальных, зарегистрированных как:
"Космос-1374" - 4 июня 1982 г.
"Космос-1445" - 16 марта 1983 г.
"Космос-1517" - 27 декабря 1983 г.
"Космос-1616" - 19 декабря 1984 г.
При первых двух запусках аппараты приводнялись в Индийском океане, примерно
в 900 км западнее Австралии, в следующих двух - в Черном море, западнее
Крыма.
Аппарат "Бор-4" по аэродинамической схеме существенно отличался
от "Бурана" и не мог использоваться для аэродинамических исследований.
Для них была разработана геометрически подобная "Бурану" летающая
модель масштаба 1:8 "Бор-5".
На этой модели определялись основные аэродинамические характеристики,
тепловые и акустические нагрузки, оценивалась устойчивость. Аппарат "Бор-5"
выводился на суборбиту ракетой К65М-РБ5, стартовавшей из Капустина Яра
в сторону Балхаша.
Было произведено 5 запусков летающей модели:
"Модель
501" - 6 июля 1984 г.
"Модель 502" - 17 апреля 1985 г.
"Модель 503" - 27 декабря 1986 г.
"Модель 504" - 27 августа 1987 г.
"Модель 505" - 27 июля 1988 г.
Полеты аналога "Спирали" и летательных аппаратов "Бор-4"
и "Бор-5" позволили не только ускорить разработку "Бурана",
но и обосновать выбор аэродинамической схемы орбитальной ступени перспективной
авиационно-космической системы МАКС.
Copyright © НПО "Молния"
|